Актуальность внедрения больничных информационных систем и автоматизация лечебного процесса определяются необходимостью повышения эффективности менеджмента и качества помощи. С середины 70-х годов прошлого столетия технологический скачок в здравоохранении произошел вследствие развития информационных технологий – обмен данных между НИИ и обычными больницами способствовал умножению опыта. Начали совершенствоваться компьютерные системы и внутрибольничные коммуникации, такие как системы сигнализации и системы вызова для амбулаторий. Поначалу больницы использовали компьютеры для обработки малых объемов статистической информации, но с появлением интернета и первых персональных компьютеров стали создаваться глобальные базы данных и удаленные центры мониторинга.
Различные требования, предъявляемые к программному обеспечению, многообразие готовых программ, поставляемых с аппаратурой и реализованных на различных платформах, применение разных алгоритмов обработки информации усложняют задачу разработки интегральной информационной системы.
Автоматизация больниц в целом включает системы сигнализации, системы удаленного мониторинга состояния пациентов, электронные очереди, системы вызова для амбулаторий, системы громкой связи, базы данных пациентов, системы учета лекарственных и материальных средств, программное обеспечение для ведения расписания приема врачей и осуществление электронной записи пациентов.
В частности, через системы вызова для амбулаторий, предназначенные для кабинетов врачей, смотровых, процедурных, лабораторий, можно передать сообщение в нескольких направлениях: пациентам в очереди, в регистратуру, в кабинет смежного специалиста для консультации.
Медицинские информационные системы (МИС) служат базой для поэтапного создания мониторинга здравоохранения на федеральном и региональном уровнях. По назначению эти системы делятся на три группы: информационные, диагностические и консультирующие.
Информационные системы – административные, поисковые, информационные, экспертные, телемедицинские и др. Они содержат информацию, к примеру, о пришедших на прием пациентах в конкретные день и время, либо общую информацию о диспансеризации.
Основные виды задач информационных систем:
C 1 января 2008 г. в России вступил в законную силу национальный стандарт «Электронная история болезни» (ГОСТ Р 52636-2006), который дал лечебным учреждениям старт перехода на электронные истории болезни, смысл которых в последовательном, непрерывном сборе анамнестической информации о пациенте, аккумуляции всей, касающейся его здоровья, информации. Электронная история болезни содержит информацию в более удобном виде, чем традиционные бумажные носители, обеспечивает быстрый поиск и вывод необходимой врачу информации.
В эту же группу входят программы для решения специализированных медицинских задач, облегчающие переход на безбумажную технологию: управление экстренными службами в период ЧС; персонифицированные регистры (или журналы диспансерного наблюдения). Обязательное требование к службам — защита персональных данных при их передаче по телекоммуникационным сетям.
Системы этого класса не осуществляют обработку данных, но обеспечивают быстрый доступ к хранимой информации по:
Системы для лабораторно-диагностических исследований предназначены для автоматизированной диагностики, включая прогнозы и выработку рекомендаций по методам лечения. Существует несколько классов таких компьютерных систем:
Естественно, изначально были автоматизированы те структуры, где информация фиксируется в первый раз. Консультирующие системы начали развиваться первыми в неотложной медицине, где на принятие решения отводятся минуты, если не секунды, а клиническая симптоматика может быть «размыта». Основные компоненты консультирующих систем: база данных, алгоритм моделирования, интерфейсы пользователя и фактографические базы данных, содержащие методическую и справочную информацию.
Консультирующие системы могут быть использованы в составе телемедицинских систем для дистанционной консультативной помощи. На базе интегрированной информации, поступающей с монитора пациента, а также уже имеющихся данных, собранных ранее, автоматика выводит общий алгоритм неотложных мероприятий, но итоговое решение все еще принимает врач. Специалисты компании ВестМедГрупп в качестве простейших примеров использования консультирующих систем приводят мониторы пациента и анестезиологические комплексы, анализирующие параметры жизнедеятельности. Надежно зарекомендовали себя, среди прочего ассортимента, мониторы ТРИТОН и ARGUS, поставляемые компанией ВестМедГрупп, специалисты которой подбирают, осуществляют поставку и, при необходимости, монтаж медицинского оборудования в учреждения здравоохранения по всей территории России.